ПРОБЛЕМАТИКА СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ЖИЛЬЯ

Консультацию подготовил Суслов Кирилл

Потребность в жилье всегда имела и будет иметь важное значение в жизни общества. Жилище обеспечивает нормальную жизнедеятельность каждого человека. ‏ Потребность в жилой площади возникает с момента рождения и сохраняется на протяжении всей жизни.

Конституция РФ закрепляет право на жилище. Оно носит многоаспектный характер, один из которых заключается в том, что государство принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем. Таким образом, право на жилье сводится к нескольким основным юридическим возможностям, таким как: возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов на условиях договора найма, возможность улучшения своих жилищных условий и другие.

Несмотря на произошедшие в России в связи с принятием Конституции РФ политические и социально-экономические перемены, все так же остро стоит вопрос об обеспечении граждан государственным и муниципальным жильем. Таким образом, при формировании законодательной базы, возникают законодательные пробелы, которые необходимо устранять. Государством уже ‏предприняты некоторые меры по преодолению данной проблемы: ипотечное кредитование, субсидии на строительство и покупку жилья и другие, но этого недостаточно для разрешения жилищного вопроса. Бесплатное предоставление жилья в пользование для удовлетворения жилищных потребностей является далеко не основным, а скорее исключительным способом его решения, так как оно становится возможным только узкому кругу наиболее нуждающихся категорий граждан. Поэтому действующим законодательством установлены строгие требования и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Моментом возникновения такого права является признание граждан в законном порядке нуждающимися в жилой площади. ‏Для этого они должны быть: признаны малоимущими; нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с установленными законом нормами; отнесены к иным категориям граждан, определенным федеральным законодательством или законодательством субъекта РФ, также нуждающимися в жилье.

В Жилищном кодексе РФ (далее – ЖК РФ) закреплены два положения, которыми необходимо руководствоваться при решении вопроса о том, кого следует считать малоимущим.  Во-первых, законом субъекта РФ устанавливается порядок признания граждан малоимущими.  Во-вторых, орган местного самоуправления признает граждан малоимущими.

Таким образом, малоимущими считаются граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в установленном законом соответствующего субъекта РФ порядке с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости ‏имущества, находящегося в собственности ‏членов семьи ‏ и подлежащего налогообложению.

Следовательно, при ‏признании гражданина ‏малоимущим ‏должны учитываться как размер дохода, приходящегося ‏на ‏каждого члена семьи, так и стоимость имущества, принадлежащего на праве собственности членам его семьи и подлежащего налогообложению. Введение такого критерия, как стоимость семейного имущества, направлено на обеспечение более объективного подхода при решении вопроса о признании лица малоимущим.

Однако Жилищным кодексом РФ не установлено, кого можно считать членами семьи. Это — существенный недочет в указанной норме, поскольку вследствие этого создаются неоправданные возможности для расширительного ‏толкования понятия «члены семьи» на региональном уровне, так как порядок признания гражданина малоимущим должен определяться именно законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, мы наблюдаем очевидный «пробел» в правовом регулировании, для предотвращения неоднозначного толкования которого и ошибок в правоприменении необходимо по аналогии закона, предусмотренной ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса РФ, применять правила ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ, устанавливающие круг членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, к числу которых относятся: проживающие совместно с ним супруг, дети и родители.

Бросается в глаза и тот факт, что согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ устанавливаться основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях могут не только Кодексом, но также другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. На лицо недоработка правовых норм вызывает двоякое их толкование. Думается, что все основания было бы рациональнее перечислить исчерпывающим перечнем именно в Кодексе, тем самым ограничив возможность нормотворчества по этому вопросу. Поскольку это не было сделано, нетрудно предположить, что люди, нуждающиеся в жилом помещении по объективным основаниям, указанным в Кодексе, могут быть «оттеснены» в очереди на получение ‏ㅤ жилья  теми ‏категориями ‏граждан, жилищные интересы которых пролоббированы иными законами на федеральном и региональном уровнях. Основания, необходимые для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, устанавливаются как Жилищным кодексом РФ, так и другими федеральными законами или законами субъектов РФ. Так, согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях. признаются:

 1) граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) граждане, являющиеся ‏нанимателями ‏жилых ‏помещений ‏по договорам социального ‏ найма или ‏членами семьи нанимателя жилого помещения ‏по договору социального ‏ найма либо собственниками ‏жилых помещений или членами ‏семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей ‏площадью жилого помещения ‏на одного члена семьи ‏менее  учетной нормы;

3) граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным ‏ㅤ для ‏ жилых помещений требованиям;

4) граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности

В отношении упомянутого в пункте 4 данной статьи основании для предоставления другого жилья по договору социального найма связанного с проживанием в одной квартире со страдающим тяжелой формой хронического заболевания, необходимо иметь в виду, что признается невозможным совместное проживание с ним в одной квартире, если данное заболевание соответствует перечню заболеваний установленному Постановлением Правительства РФ.

Но на данный момент еще не установлен перечень заболеваний, страдающих которыми можно признать нуждающимися в жилых помещениях, поэтому продолжает действовать прежний утвержденный постановлением Правительства РФ от 21.12.2004г. № 817 «Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь» и ‏ㅤ «Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», ‏утвержденный постановлением Правительства от 01.12.2004 №715.

Жилищный кодекс РФ предусматривает последствия намеренного ухудшения гражданами своих ‏жилищных условий, то есть совершения действий, в результате которых граждане могут получить статус нуждающихся в жилом помещении. Но законодателем до сих пор не установлен перечень данных действий, что значительно осложняет проверку заявителя в момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на предмет их наличия. Помимо того, это затрудняет ‏ㅤ предоставление ‏жилья ‏по договорам ‏социального найма, создает ‏условия ‏ㅤ для ‏ злоупотребления ‏ правом и ‏приводит ‏ к ‏ нарушению прав граждан.

Так как отказаться от нормирования жилой площади государство не может, статьей 50 ЖК РФ предусмотрено понятие учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения.

 Под учетной нормой площади жилого помещения законодатель понимает устанавливаемый органом местного самоуправления минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого в целях принятия ‏ㅤ граждан ‏на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма – это устанавливаемый органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями и других факторов минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется ‏размер ‏общей ‏площади жилого ‏помещения, предоставляемого по договору социального найма. Естественно, что размер нормы предоставления, установленной данным органом, не может быть ниже размера учетной нормы.

Устранение названных и других проблем, выявленных в рамках данной статьи, приведет к совершенствованию норм жилищного законодательства, закрепляющего ‏предоставления жилого помещения по договору социального найма.