В каких случаях и как обращаться в прокуратуру?

Консультацию подготовила Найманова М.Ю.

Одним из основных правозащитных органов в системе государственной власти являются - органы прокуратуры. Во многих случаях прокуратура РФ становится последней инстанцией, в которую обращаются граждане, чтобы добиться справедливости.

Причинами обращения в прокуратуру могут быть действия, которые совершаются в отношении гражданина, нарушающие права и его законные интересы.

Обратиться может каждый, независимо от возраста и гражданства. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" устанавливает единый порядок рассмотрения обращений для граждан, иностранцев и лиц без гражданства.

 Основной рекомендацией для граждан в случае нарушения их прав является то, что необходимо обратиться непосредственно в тот орган или к тому должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов (ст. 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Если «кто-то кого-то избил» – это компетенция органов внутренних дел, если произошла протечка труб в квартире – компетенция жилищной инспекции. А если эти органы не справляются со своими обязанности, тогда уже вмешивается прокуратура. Однако заявления, направленные не по адресу, прокуратура все же примет, но в течение семи дней направит в организацию, которая должна заниматься решением проблемы.

Основанием для применения мер прокурорского реагирования являются заявления, жалобы и иные обращения граждан.

Под обращением понимается изложенные в письменной, устной форме или в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба или ходатайство. В нем должна быть изложена информация, свидетельствующая о факте нарушения законов (ст. 10 ФЗ 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации»).

В прокуратуре разрешаются обращения (жалобы, заявления) граждан о нарушении закона, их прав, свобод и законных интересов со стороны:

  •         государственных органов, в т.ч. органов власти,
  •         контролирующих и правоохранительных органов,
  •         органов местного самоуправления,
  •         организаций, их должностных лиц. 

Перечень вопросов, действия (в том числе принятые решения), либо бездействия, которые могут быть обжалованы в прокуратуру, широк и примерно определен ФЗ «О прокуратуре РФ». Так, помимо прочего, может быть обжаловано и несоблюдение законов судебными приставами (п. 2 ст. 1).

В качестве примера обращения можно выделить нарушение трудовых прав граждан: невыплата работнику заработной платы работодателем, либо нарушение сроков выплаты.

Обращение может быть подано письменно либо направлено в электронном виде через размещенную на сайте Генеральной прокуратуры РФ интернет-приемную, по электронной почте и посредством сайта Госуслуг.

Обращение может быть подано самим гражданином, права которого нарушены, так и его представителем, а также по просьбе гражданина представителем общественной организации, трудового коллектива.

Представителем гражданина в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации может быть дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленные полномочия (доверенность) от заявителя.

Порядок оформления письменного обращения регламентирован ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, введенной в действие приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45.

Письменное обращение гражданина должно в обязательном порядке содержать:

- наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность;

- фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина, направившего обращение;

- почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения;

- изложение существа обращения;

- личную подпись указанного гражданина;

- дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин вправе приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, направляемое гражданином в форме электронного документа, обязательно должно содержать:

- наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность;

- фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина, направившего обращение;

- адрес электронной почты, если ответ (уведомление) должен быть направлен в форме электронного документа или почтовый адрес, если ответ (уведомление) должен быть направлен в письменной форме;

- изложение существа вопроса.

В самом обращении не нужно делать ссылки на статьи законов, в этом нет необходимости, т.к. прокурор, рассматривающий обращение, сам является юристом и сможет определить какие права каким законом предусмотрены, нарушены.

Важным является излагать с приведением подробных сведений о лице, допустившем нарушение, месте и времени обстоятельствах совершения обжалуемых действий и т.д.

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.