Ограничения в правах и свободах граждан режимом самоизоляции
в условиях пандемии коронавируса

Студент-консультант: Аршинова Лилия, группа: Ю-17-6

В связи с введением режима самоизоляции и ограниченного передвижения в столице и регионах России появились вопросы о законности таких распоряжений, ведь чрезвычайное положение в стране не объявлено.

Граждане задают юристам вопрос, законно ли ограничение свободы передвижения в 2020 году без режима ЧС.

Для начала необходимо выяснить, что собой представляет самоизоляция. Ни в одном законе нет понятия «самоизоляция». При карантине правительство не только вводит штрафы за его нарушение, но и перенимает на себя ответственность за жизни, здоровье и материальное благополучие граждан – например, выплачивает соразмерные компенсации всем, кто заболел вопреки ограничительным мерам, а также тем, кто лишился работы или понёс убытки из-за введённых ограничений.

Но при самоизоляции действует другой принцип: граждане сохраняют ответственность за самих себя. Правительство же не берёт на себя никакой ответственности, а значит – самоизоляция не может быть принудительной.

Что примерно означает новомодный термин «самоизоляция» – вы знаете только со слов СМИ, но юридического определения данного термина не существует. Соответственно – нарушая самоизоляцию, вы не можете нарушить закон.

Единственное, что вы нарушаете, – это всевозможные постановления властей о режиме самоизоляции. Но постановления – не законы, а следовательно – если какие-то постановления противоречат законам, применяются именно законы, а не постановления. 

Даже если выйдут именно законы, касающиеся нарушения самоизоляции, они по-прежнему будут основаны на термине, который не является юридическим, а значит – правомерность таких законов всё ещё можно будет оспаривать за неясностью, что же именно было нарушено с точки зрения законодательства. К слову, такая же ситуация с ещё одним новомодным термином «социальная дистанция», который опять же не является юридическим, и это также не стало препятствием для наших властей: теперь за нарушение социальной дистанции тоже предусмотрены штрафы.

Принуждение к режиму самоизоляции и введение штрафов за нарушение данного режима является незаконным, это статья 286 УК РФ – превышение должностных полномочий, а также статья 159 УК РФ – мошенничество, то есть незаконное присвоение чужого имущества (или денежных средств).

В России действительно опасная эпидемиологическая ситуация с COVID-19, которая требует решительных мер. Эти меры действительно вводятся и применяются, как в столице, где обстановка самая острая, так и в регионах, система здравоохранения которых после оптимизации уже не способна справиться с наплывом больных. Однако вводимые на региональном уровне жесткие меры вне юрисдикции местных властей.

Когда губернатор Новгородской области Андрей Никитин своим указом вводит «обязательный» режим самоизоляции с самыми благими намерениями, он ограничивает конституционное право жителей региона на свободу перемещения. А когда в обязательном порядке закрываются, например, кафе и рестораны, то нарушается конституционное право на свободное использование своих способностей и имущества.

Одно из неотъемлемых прав гражданина в России, – это свобода передвижения. Конституция РФ гарантирует в ст. 27 следующее:

  • свободу передвижения по РФ для граждан уже находящихся на ее территории;

  • свободу выезда из РФ;

  • отсутствие препятствий для въезда в страну;

  • выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.

    Однако право на свободу передвижения по Конституции РФ может быть ограничено, что вполне логично, ведь ситуации бывают разные: эпидемии, стихийные бедствия и т. д.

    Согласно статьям 55 и 56 Конституции РФ права и свободы гражданина могут быть ограничены:

Точно также мэр Москвы Сергей Собянин, вводя систему тотальной слежки за нарушителями карантина с помощью камер, и регулируя выход из самоизоляции по справкам и QR-кодам, ограничивает конституционные права на неприкосновенность частной жизни и свободу перемещения.

Подобные ограничения могут вводиться только по указу президента о чрезвычайном положении, который незамедлительно передается на утверждение Совету Федерации. Без введения режима чрезвычайного положения конституционные свободы ограничивать нельзя, потому что каждый гражданин имеет на них право. Однако чрезвычайное положение еще не введено, а конституционные свободы уже забрали.

Так как чрезвычайное положение в РФ не объявлено, вполне логично возникает вопрос, законно ли ограничение свободы передвижения из-за коронавируса?

Есть ли какие-то иные нормы, предусматривающие введение режима повышенной опасности, который пока фигурирует во всех нормативных документах. Да, они существуют, вопрос в том, каким образом они согласуются с Конституцией РФ.

Указами Мэра столицы Сергея Собянина по Москве введен обязательный режим самоизоляции и отсутствия социальных контактов для граждан всех возрастов. Это означает практически, что нельзя приближаться к другим гражданам ближе, чем на 1,5 метра, выходить из дома допускается только по специальным пропускам, либо для удовлетворения мелких бытовых нужд.

При этом Указ ссылается на положения закона №68-ФЗ от 21.12.1994г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций…». В пресс-службе Мэра сослались в обоснование законности Указа на ст. 4.1 этого нормативного акта.

Закон о штрафах за нарушение карантина и самоизоляции в Москве в 2020 году – что важно знать?

В п. «а» ч. 10 ст. 4.1 ФЗ №68 от 21.12.1994 г. указано, что уполномоченные лица, в том числе главы регионов, могут принимать дополнительные меры в условиях режима повышенной готовности, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территории, где существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации. Это положение не вполне соответствует принимаемым мерам. Также в п. «д» этой же статьи указано, что можно принимать и иные меры, но только не ущемляющие конституционные права.

Эти «иные меры» можно найти в ст. 8 закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» где сказано, что на отдельных территориях могут вводиться особые условия проживания, но только при наличии опасности распространения опасных заболеваний. Про соблюдение конституционных прав ничего не сказано, что логично.

В Совете Европы (СЕ) напомнили, что вынужденные отступления от стандартов в области прав человека должны оставаться соразмерными угрозе распространения вируса и быть ограничены во времени.

Как выяснила «НГ», правозащитник Илья Шаблинский полагает, что в некоторых сферах власти РФ уклонились от своих обязательств: «По закону о ЧП государство должно компенсировать предпринимателям их потери. Но ЧП не введено, а помощь бизнесу оказывается чисто символическая».

Известно и о необоснованных штрафах за нарушение режима самоизоляции, что тоже может стать причиной массовых исков в Страсбург. Иностранные граждане, прежде всего уроженцы Китая и азиатских стран, сталкивались с оскорблениями, угрозами в российских регионах. Немало претензий у россиян, застрявших за рубежом, на невнимание к их нуждам. Не исключено, что и они в перспективе попытаются компенсировать материальный и моральный ущерб в судебном порядке

Таким образом, существует определенная коллизия норм, Конституция РФ предусматривает ограничительные меры только в период ЧС, но пока оно не введено.

В любом случае, применение правил противодействия коронавирусу возможно только властями и их представителями, не допускается самовольное ограничение свободы передвижения в 2020 году. Статья 53 УК РФ продолжает действовать.