Потребность в жилье всегда имела и будет иметь важное значение в жизни общества. Жилище обеспечивает нормальную жизнедеятельность каждого человека. Потребность в жилой площади возникает с момента рождения и сохраняется на протяжении всей жизни.
Конституция РФ закрепляет право на жилище. Оно носит многоаспектный характер, один из которых заключается в том, что государство принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем. Таким образом, право на жилье сводится к нескольким основным юридическим возможностям, таким как: возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов на условиях договора найма, возможность улучшения своих жилищных условий и другие.
Несмотря на произошедшие в России в связи с принятием Конституции РФ политические и социально-экономические перемены, все так же остро стоит вопрос об обеспечении граждан государственным и муниципальным жильем. Таким образом, при формировании законодательной базы, возникают законодательные пробелы, которые необходимо устранять. Государством уже предприняты некоторые меры по преодолению данной проблемы: ипотечное кредитование, субсидии на строительство и покупку жилья и другие, но этого недостаточно для разрешения жилищного вопроса. Бесплатное предоставление жилья в пользование для удовлетворения жилищных потребностей является далеко не основным, а скорее исключительным способом его решения, так как оно становится возможным только узкому кругу наиболее нуждающихся категорий граждан. Поэтому действующим законодательством установлены строгие требования и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Моментом возникновения такого права является признание граждан в законном порядке нуждающимися в жилой площади. Для этого они должны быть: признаны малоимущими; нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с установленными законом нормами; отнесены к иным категориям граждан, определенным федеральным законодательством или законодательством субъекта РФ, также нуждающимися в жилье.
В Жилищном кодексе РФ (далее – ЖК РФ) закреплены два положения, которыми необходимо руководствоваться при решении вопроса о том, кого следует считать малоимущим. Во-первых, законом субъекта РФ устанавливается порядок признания граждан малоимущими. Во-вторых, орган местного самоуправления признает граждан малоимущими.
Таким образом, малоимущими считаются граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в установленном законом соответствующего субъекта РФ порядке с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Следовательно, при признании гражданина малоимущим должны учитываться как размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, так и стоимость имущества, принадлежащего на праве собственности членам его семьи и подлежащего налогообложению. Введение такого критерия, как стоимость семейного имущества, направлено на обеспечение более объективного подхода при решении вопроса о признании лица малоимущим.
Однако Жилищным кодексом РФ не установлено, кого можно считать членами семьи. Это — существенный недочет в указанной норме, поскольку вследствие этого создаются неоправданные возможности для расширительного толкования понятия «члены семьи» на региональном уровне, так как порядок признания гражданина малоимущим должен определяться именно законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, мы наблюдаем очевидный «пробел» в правовом регулировании, для предотвращения неоднозначного толкования которого и ошибок в правоприменении необходимо по аналогии закона, предусмотренной ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса РФ, применять правила ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ, устанавливающие круг членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, к числу которых относятся: проживающие совместно с ним супруг, дети и родители.
Бросается в глаза и тот факт, что согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ устанавливаться основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях могут не только Кодексом, но также другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. На лицо недоработка правовых норм вызывает двоякое их толкование. Думается, что все основания было бы рациональнее перечислить исчерпывающим перечнем именно в Кодексе, тем самым ограничив возможность нормотворчества по этому вопросу. Поскольку это не было сделано, нетрудно предположить, что люди, нуждающиеся в жилом помещении по объективным основаниям, указанным в Кодексе, могут быть «оттеснены» в очереди на получение ㅤ жилья теми категориями граждан, жилищные интересы которых пролоббированы иными законами на федеральном и региональном уровнях. Основания, необходимые для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, устанавливаются как Жилищным кодексом РФ, так и другими федеральными законами или законами субъектов РФ. Так, согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях. признаются:
1) граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным ㅤ для жилых помещений требованиям;
4) граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности
В отношении упомянутого в пункте 4 данной статьи основании для предоставления другого жилья по договору социального найма связанного с проживанием в одной квартире со страдающим тяжелой формой хронического заболевания, необходимо иметь в виду, что признается невозможным совместное проживание с ним в одной квартире, если данное заболевание соответствует перечню заболеваний установленному Постановлением Правительства РФ.
Но на данный момент еще не установлен перечень заболеваний, страдающих которыми можно признать нуждающимися в жилых помещениях, поэтому продолжает действовать прежний утвержденный постановлением Правительства РФ от 21.12.2004г. № 817 «Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь» и ㅤ «Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», утвержденный постановлением Правительства от 01.12.2004 №715.
Жилищный кодекс РФ предусматривает последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, то есть совершения действий, в результате которых граждане могут получить статус нуждающихся в жилом помещении. Но законодателем до сих пор не установлен перечень данных действий, что значительно осложняет проверку заявителя в момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на предмет их наличия. Помимо того, это затрудняет ㅤ предоставление жилья по договорам социального найма, создает условия ㅤ для злоупотребления правом и приводит к нарушению прав граждан.
Так как отказаться от нормирования жилой площади государство не может, статьей 50 ЖК РФ предусмотрено понятие учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения.
Под учетной нормой площади жилого помещения законодатель понимает устанавливаемый органом местного самоуправления минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого в целях принятия ㅤ граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма – это устанавливаемый органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями и других факторов минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Естественно, что размер нормы предоставления, установленной данным органом, не может быть ниже размера учетной нормы.
Устранение названных и других проблем, выявленных в рамках данной статьи, приведет к совершенствованию норм жилищного законодательства, закрепляющего предоставления жилого помещения по договору социального найма.