Актуальные проблемы реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В любом возрасте дети испытывают особую необходимость в заботе со стороны общества и государства. Это обусловлено возрастом, физическими и психологическими особенностями в силу которых ребенок не может осуществлять самостоятельную жизнедеятельность. Именно демократическое и социальное государство призвано защищать права, свободы и интересы детей [1, с. 502]. Стоит отметить, что особое внимание уделено детям, лишенным родительской заботы [1, с. 503], ведь они слабозащищены и наиболее уязвимы, поэтому нуждаются в государственной защите.

Хотелось бы отметить, что проблема сиротства для многих стран является острой, так как прослеживается тенденция увеличения количества детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей. В таких случаях, обязанность по их обеспечению возлагается на государство. Подобного рода обеспечение предполагает льготы и дополнительные гарантии на образование, медицинское обеспечение, труд, социальную защиту, имущество и жилое помещение. В Российской Федерации у детей-сирот возникают проблемы при реализации их гарантированного права на жилое помещение. Как правило, проблемы проявляются в двух формах.

Первая – проблема очередности. Именно с этим вопросом в Юридическую клинику Байкальского государственного университета обратилась двадцати двух летняя девушка-сирота. Она стояла в очереди на получение жилья, при постановке была четвертая, в последующем ее отодвигали, и на момент обращения в клинику она стала сорок шестая.

Вторая проблема – качество жилого помещения. Так, в Юридическую клинику Байкальского государственного университета ежегодно обращаются дети-сироты. Ранее большинство приходили с проблемой очередности, в последние года обращаются по поводу качества, предоставленного им жилого помещения. В рамках данного исследования, стоит отметить, что недавно даже было возбуждено уголовное дело в отношении главы Тайшета, так как в Тайшете были построены с нарушениями и несоблюдением проектной документации дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Приморье детям-сиротам достался многоквартирный дом с сыростью и плесенью, окна и двери при этом вываливались. В Забайкальском крае детям-сиротам вообще выделили жилье, находящиеся в аварийном состоянии. Указанные случаи не единичны, а данная проблема требует решения и дальнейшего контроля со стороны органов государственной власти.

Мера поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей посредством предоставления им жилого помещения регламентирована Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159, который является основным нормативным правовым актов в этом направлении. Анализируемый федеральный закон предусматривает, ранее обозначенные дополнительные гарантии прав:

- на образование;

- на медицинское обеспечение;

- на труд и социальную защиту от безработицы;

- на имущество и жилое помещение.

Однако, как показывает практика закрепление прав недостаточно, кроме этого необходим контроль и надзор за реализацией предоставленных прав.

Согласно статистике, приведенной Единой государственной информационной системой социального обеспечения (ЕГИССО) на 1 марта 2021-й год, в очереди на жилье стоят 194 426 российских сирот [2]. Они должны были переехать в свои квартиры сразу после выпуска из детского дома, но так и не смогли это сделать. Для решения вопросов, связанных с устранением нарушений жилищных прав этой незащищенной категории лиц и порядком обеспечения их качественным, специализированным жильем, до сих пор не приняты эффективные меры как на федеральном, так и региональном уровнях законодательства. Хотя порядок предоставления жилых помещений регламентирован им.

Жилье является одной из базовых потребностей человека, его наличие отчасти может свидетельствовать о социальном благополучии индивида. Право иметь крышу над головой продиктовано основным законом страны: согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. По выпуску из детского дома ребенок-сирота, как никто другой, нуждается в поддержке государства по реализации своих конституционных прав на жилье. Однако, как и было отмечено ранее, до сих пор наблюдается незаконное лишение сирот жилья, игнорирование властями непригодных жилищных условий, предоставление жилья с нарушением сроков, установленных законодательством. Безусловно, все вышеперечисленное сказывается на эмоциональном и психическом состоянии бывших воспитанников сиротских учреждений.

Л.М. Шипицына и другие известные деятели в области психологии и педагогики отмечают, что последствиями сиротства являются нанесение вреда психическому и социальному развитию ребенка, лишившемуся попечения родителей [3, с. 27]. У детей-сирот доминирует подавленное настроение, они тревожны и не уверены в себе. Жизнедеятельность детей-сирот связана с низким уровнем социальной адаптации и практикой отсутствия условий, необходимых для реализации их законных прав на жилье.

Большие трудности у детей-сирот возникают при вступлении во взрослую жизнь. Исследования показывают, что выпускники сиротских учреждений имеют недостаточный уровень адаптации к самостоятельной жизни, отмечаются сложности в оценке своих финансовых возможностей, организации быта, социального взаимодействия, трудоустройства. Ряд ученых приходит к выводу, что наиболее высокие риски характерны для первых этапов независимой жизни ребенка-сироты, и отсутствие действенных программ социально-психологической и педагогической поддержки рассматриваемой категории лиц в данный период является актуальной проблемой [4, с. 165].

По статистике Минпросвещения, больше половины российских сирот получают жилье через суд. В ходе судебных разбирательств, выпускники сиротских учреждений вынуждены постоянно подвергаться воздействию стресса, они понимают, что государство не может оказывать помощь, в которой они так нуждаются. В конечном итоге нарушение жилищных прав бывших воспитанников детских домов способствует формированию чувства не обустроенности в жизни, неудовлетворенности, тем самым повышается риск асоциального поведения и ведения маргинального образа жизни.

Список использованной литературы

  1. Рудь Ю.А. Проблемные аспекты защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пути их решения // Вопросы Российской Юстиции. 2020. № 9. С. 501-511.

  2. Единая государственная информационная система социального обеспечения (дата обращения 28.03.2021). URL: http://egisso.ru/site/client/#/

  3. Магомедова А.Н. Психологические особенности детей сирот // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3(46). С. 27-29.

  4. Миночкина М.С. Повышение уровня социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Гумманитарные и социальные науки. 2012. № 4. С. 163-173.